путешествие

Дневник поисковой экспедиции

Кегень 2007.

часть 1

Экспедицию «Кегень 2007» начали готовить, сразу после анализа результатов экспедиции «Кегень 2006». Весной, нашей предстоящей экспедицией заинтересовались спелеологи разных городов Казахстана и представили заявки на участие в экспедиции «Кегень 2007». Но к концу июля, как это очень часто бывает, все эти желающие куда-то пропали. Да и не все наши, смогли точно, определится со своими возможностями. В общем, экспедицию планировали долго, а собираться пришлось, как обычно в последнюю неделю.
Пятница - 10 августа 2007 г. Вечером провели последний сбор, загрузили машины и отправились отдыхать перед дальней дорогой, в надежде выехать в 5.00.
перевал Кегень
Суббота - 11 августа 2007г. Утро, время 4:55, а половины участников экспедиции еще нет. Я начинаю потихоньку обзванивать опаздывающих, в ответ слышу обычные: потерпи, через 5 минут подъеду. Выехали с опозданием на 35 минут. Первые километры ехали со средней скоростью 70-80км/ч (так как Чисайна взял с собой вездеходик на прицепе), но потом, то ли дорога стала лучше, то ли Чисайна вошел во вкус, вообщем, мы разогнались до нормальной скорости. И Кегеньский перевал проходили уже по графику, и даже немного с опережением. Но тут, не доезжая до вершины перевала 500м, у Чисайны ломается машина. Колона останавливается, а мы, чтобы наша, перегруженная Делика не заглохла на подъеме, решаем дотянуть до вершины, и там подождать колону. Спустя 40 мин экспедиция в полном составе продолжила свой путь.. После поселка Каркара выехали на грунтовку, и Чисайна со своим прицепом стал работать грейдером, так как клиренс у прицепа около 15см. Не доезжая до пункта назначения 2 км, у Чисайны опять ломается машина, и колона снова останавливается на ремонт. Не смотря на эти вынужденные остановки, вся колона прибыла к месту разбивки базы согласно назначенного времени, т.е. 12:20.
Базу, установили достаточно быстро и надежно.
Затем мы с командирами отделений выехали на рекогносцировку. Во время осмотра брода и направлений поиска мы обратили внимание на палатку с Казахстанским флагом. Первое, что мне пришло в голову - это пограничники. Но Саша, меня одернул: «какие тут пограничники, ни в прошлом году, ни месяц назад их тут не было». В сомнениях мы вернулись на базу и стали готовиться к следующему дню. Вечером начался дождь и шел всю ночь.
Воскресенье - 12 августа 2007 г. Утро. Подъем. Погода пасмурная – дождь продолжает накрапывать. Холодно. Горячий завтрак. Отделения собираются на маршрут. Съемочная группа направляется с нами. Им приходится закатывать в полиэтилен свою камеру. Мы получаем сухпай, и отправляемся на поиски.
Каркара
Выезжаем на Джайлау перед бродом. Испытываем наш вездеходик - покрутившись по лужам и болотцам. Едем в брод. Первой пошла Делика, но не тут-то было, не доехав до берега 5м, застревает. Вода потихоньку затекает в машину, мы пытаемся её раскачать, - бесполезно, машина встала как вкопанная, появилось подозрение - полетело сцепление. Воды в машине становится все больше и больше, педали уже затоплены водой, а Боря еще пытается заставить машину сдвинуться с места. Ледяная вода прибывает и уже активно заливается в ботинки через верх, ощущение не из приятных. С каждой минутой становится страшнее и страшнее - река пытается столкнуть нашу машину со своего пути. Чисайна на вездеходике переходит реку выше по течению. Подъехав с другого берега, пытается подобраться к нам, как можно ближе. Но сильное течение и глубина не позволяют подъехать вплотную. От него до нас остается около 1,5м. Этого, в принципе, оказалось достаточно, чтобы «выйти» из окна Делики и перепрыгнуть на вездеходик. Чем меньше людей становилось в Делике, тем сильнее чувствовалась мощь реки, и с каждым вышедшим человеком повышалась вероятность того, что река все-таки сможет перевернуть нашу машину. Времени становилось всё меньше , нужно было срочно брать Делику на буксир и вытягивать.
Делать нечего. Я раздеваюсь, и лезу в обжигающе холодную воду, но это не самое страшное, что меня ожидало. И так - пытаюсь подойти к машине. Воды по колено , дно каменистое и скользкое, течение сбивает с ног. От холода сводит зубы. Я начинаю не столько идти, сколько бороться с течением, а до Делики рукой подать, каких-то 2м. Иду короткими шагами - чуть больше шаг и течение пытается сбить с ног (на одной ноге устоять просто не возможно). Держусь за вездеходик, шаг, еще шаг и вот я по пояс в воде, подкравшись к Делике, ногой упираюсь в вездеходик, одной рукой хватаюсь за машину, другой пытаюсь нащупать, за что можно зацепить крюк троса. Вот так балансируя на одной ноге в течении 10 минут я пытаюсь найти буксировочный крюк, который уже давно под водой. После нескольких активных погружений я уже не ощущаю холода воды, но зато очень хорошо ощущается течение реки. Собравшись с мыслями, соображаю, что у меня ничего не получится и надо искать другой зацеп. Еще несколько водных процедур и под бампером я нащупываю, какую то трубу, подумав, что это реактивная тяга - обрадовался, но чуть позже мне показалась она какой то мягкой, и я решил не рисковать (вдруг это жгут проводов?!). Силы мои уже были на исходе. А машину надо вытаскивать, а зацепить ее не за что. Я судорожно ощупываю бампер и нахожу, что под бампером, фартук приварен внахлест. Цепляю крюк троса за сварной шов, в слабой надежде, что крюк не сорвется. Командую мужикам, на берегу, чтоб натянули трос и не давали слабину. Как только они натянули трос, выскакиваю на берег. Чисайна завел свой вездеход и потащил. К моему удивлению - крюк не сорвался, и Делика потихоньку начала выходить из воды. УРА!!! Делика выехала!!!
Боря открывает двери, и из дверей хлынула вода. Пока мужики осматривали Делику на предмет вероятных поломок и отцепляли трос, я начал доставать свои вещи из машины и быстро- быстро одеваться. На берегу, почему-то, было холоднее, чем в воде!? Надел все вещи, которые были у меня с собой, но теплее мне не становится. Данил дал мне свой бушлат, я одеваю и его. О, какое блаженство! Мне тепло!!!
После небольшого перекура, едем дальше. Поднимаемся в гору. Еще одна не большая речка. Проскакиваем её в брод без приключений. Дальше крутой подъем и грязь. Мужественная наша Делика и ее хозяин Боря, со второй попытки проезжает и эту грязь.
Едем дальше и … - залетаем в болото. Передний мост увяз по самое не хочу. Делика легла на защиту поддона.
Пытаемся вытолкнуть. Сил не хватает. Опять к нам на помощь приходит Чисайна на вездеходике. Цепляем трос, и смотрим, как вездеход вытягивает Делику. Ну чем не сладкая парочка ?!
Но, не тут-то было, на этот раз Делика застряла очень плотно - села так, что у вездеходика не хватало сил даже сдвинуть ее с места. И тогда мы, всей нашей дружной мужской братьей, пытаемся помочь вездеходику сдвинуть Делику с мертвой точки. Но все бесполезно – надо копать.
После проведенных раскопок - вездеходику кое-как удается выдернуть страдалицу Делику из болота. «Ох, и не легкая это работа - из болота тащить бегемота!»
Едем дальше. Дорога идет по склону (вернее не дорога, а наше направление - дорог там в принципе нет). Так вот, склон становится круче и встает опасность переворота. Мы принимаем решение развернуться и оставить Делику. Пока мы разворачивались, нас догнали ребята с автоматами, и как поется в песенке из мультфильма: «предчувствия меня не обманули», это были пограничники. А та интересная палатка с флагом не что иное, как погранпост. После непродолжительной беседы, меня, как руководителя экспедиции попросили спуститься на пост, для выяснения обстоятельств нашего присутствия в запретной зоне. Отпираться было бесполезно. Надо следовать за ними. Со мной едут Боря и Гриша, остальные продолжают маршрут.
Спустившись на пост, пограничники профессионально начали нагонять на нас жути: и рассказывать, что за неделю до нашего приезда, район нашего поиска стал зоной особого режима. Мы, как и положено, сделали вид, что очень испугались, и пожалели, что вообще сюда приехали. Обещаем, этим же вечером покинуть зону особого режима. Но командир погранцов нам не верит, и тогда мы по рации взываем оставшуюся группу и заканчиваем маршрут.
Отъехав от поста, мы, вильнули на второй брод. Дружно «переплываем» реку (на удивление легко - вода даже не поднялась и до середины колес), выбираемся на берег, и ждем остальную группу. А вокруг горы, дует довольно холодный ветерок, небо хмурое, накрапывает дождь, мокро, холодно и настроение ни к черту. Когда вся группа собралась воедино, возвращаемся в лагерь - решать, что делать дальше.
Спелеологи алматы
А на базе нас ждал горячий чай и ужин или полдник, ну вообще это не столь важно, теплые сухие вещи и оставшиеся члены экспедиции.
Вечером, слегка отдохнув, придя в чувства, взглянув на основательно обустроенную базу, дружно обсудили все пройденные препятствия, принимаем решение - продолжать экспедицию, и что будет разумнее идти другой дорогой - без привлечения транспортных средств, подальше от погранпоста. Еще до наступления темноты быстренько сгоняли к следующему направлению, и определили где завтра будем переходить реку.
А впереди у нас ночь. Небо прояснилось. Появились звездочки. А это значит - ночь будет еще холоднее. Необходимо утепляться.
Понедельник 13 августа. Выглянуло солнышко. День обещает быть солнечным. Нас это радует. «База подъем!» Девчата приготовили завтрак. Собирались медленно. Вместо запланированного выезда в 10.00 - выехали часов в 11.00.
переправа
Подъехали к месту переправы, высадились и стали налаживать переправу. Солнышко припекает хорошо, но вода в реке теплее не стала, и течение не уменьшилось. Первым на тот берег, с концом веревки пошел Саша. Попытка не удалась - по-видимому, не верно был выбран путь, так как, пройдя середину реки его начало сносить течение, и он решил вернуться передохнуть. Пока он возвращался, я решил не терять время - надо попробовать самому. Как только Саша дошел до берега, я взял у него веревку и пошел. На середине реки у меня слетает тапок, я расстроился и подумал, что оставшийся путь мне придется идти босиком по камням. А это грустно. Но на мое счастье, тапок застревает на перекате, и я успеваю его догнать. Уже веселее. До середины реки идти не сложно (не смотря на то, что глубоко), но за этот путь веревка намокает и практически вся лежит в воде. Оставшийся путь я ощущаю себя «бурлаком на Волге» - перекинув веревку через плечо, отчаянно борюсь с течением. С одной стороны, река пытается сбить меня с ног, а с другой стороны она же активно тянет назад, используя мою мокрую веревку. И чем ближе я подхожу к берегу, тем меньше у меня остается сил. Но я иду вперед! Шаг за шагом - болтаясь из стороны в сторону, я всё же приближаюсь к берегу. Кажется, что река забрала все силы. Но сдаваться нельзя! До берега осталось несколько шагов. «Еще немного, еще чуть-чуть, последний шаг, он трудный самый!» И вот он берег.
Уставший и замерзший выкарабкиваюсь на берег. Ноги меня уже не держат. Передохнув, я привязываю веревку за ствол рядом стоящего деревца и ищу надежную опору. Пока искал, за какое дерево можно надежно закрепить веревку, ко мне перешел Саша, и мы вместе закрепили веревку. А сил таки нет. Пока оставшаяся группа переправляется, я потихоньку начинаю приходить в себя. Небо синее. Ярко светит солнце, припекает. Но ветерок холодный. Речка имеет изумрудный оттенок, но на вкус солоноватая. Хотя и водится в ней форель. Группа переправляется без осложнений. Киношники выполняют свою работу. По времени вся переправа заняла около часа. Переправляться закончили, и группа, спокойно и уверено направилась к точке №54.
плато
В 13:50 вышли на точку. Точка оказалась одной из вершин гребня, прилегающего к плато «Толмачева». Сама вершина напоминает кратер небольшого вулкана. На дне кратера сразу же нашли множество щелей, из которых дует очень холодный воздух, но проверять их собираемся после обеда. Как говорится: «война войной, а обед по расписанию», да и подъем был тяжеловат (пройденное расстояние 2 км и набор высоты 600м), уж очень хочется отдохнуть.
Пока обедали - набрались сил. Настало время исследовать щели. К нашему огорчению - практически все они, оказались тупиковые. Но две из них нам доставили не мало хлопот. Группу делим на четыре подгруппы: Боря с Гришей разбирают точку D0701, Леха Мячин, Леха Смирнов и Алена разбирают точку D0702, съемочная группа снимает кино, я и Саша идем в обход прилегающего плато.
завал
К 16:30 мы закончили обходить. Ничего интересного не нашли. По докладам подгрупп стало ясно, что все воронки оказались глухими и идут они практически непрерывной цепочкой, сильно напоминающей арык идущий серпантином с вершины. Воды на плато не оказалось. На вершину мы заходим с другой стороны ущелья. Наши две подгруппы «копатели» продолжают разбирать завалы. У группы Лёхи - пещера поддалась натиску, и они спустились во внутрь метров на 6. Но, нам предстоял спуск! А значит, пора собираться в обратный путь. Как подумаю, что нам предстоит переправа через реку, так возвращаться неохота. Жуть!
пик Хан Тенгри
С точки №54 очень хороший вид на пик Хан-Тенгри. Полюбовавшись на пик и красоту, которая нас окружает, глубоко вдохнув воздух, который быстро наполнил наши легкие свежим холодком, мы все же собрались в обратный путь. К переправе мы спустились в 19:00, время переправы заняло около 40 мин, а на другом берегу нас уже дожидается Чисайна, предусмотрительно захватив с собой термос - с горячим чаем. Чай оказался как нельзя, кстати. Вернувшись в базовый лагерь, нас ждал горячий вкусный ужин.
базовый лагерь
Большое спасибо, девчонкам, ждавшим нас на базе! Забегая вперед - скажу, что база у нас была на высшем уровне! И ни разу нас не подвела, а даже на оборот - девчонки каждый день старались так, как никто другой. Питание у нас было, такое, что многие санатории и рестораны позавидовали бы мастерству наших поваров.
Продолжение следует...... потом.......может быть....

Назад